Обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, в целях защиты их жизни и здоровья, установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, а также санитарным законодательством Российской Федерации. Рассмотрим требования безопасности, предъявляемые к товарам для школьников. Одежда При выборе одежды для ребенка необходимо помнить, что детский организм имеет свои функциональные особенности. У детей несовершенны механизмы терморегуляции, поэтому переохлаждение организма или его перегревание могут привести к нарушениям состояния здоровья. Кроме того, детям свойственна большая двигательная активность, при которой уровень выделения тепла возрастает в 2-4 раза. Комфортность одежды на 70% зависит от такого показателя как «гигроскопичность», то есть способность ткани впитывать и удерживать влагу. И, несмотря на развитие новых технологий в способах обработки, по физико-гигиеническим свойствам, в том числе «гигроскопичности», аналогов натуральным тканям нет. Поэтому максимально удобно и комфортно ребенку будет в белье, рубашке, блузке, водолазке из натуральных материалов. Изделия со значительным содержанием синтетических волокон предпочтительно использовать для кратковременной носки – не более четырех часов в день. Одежда для детей, особенно младшего школьного возраста, обязательно должна быть по размеру, не иметь сдавливающих поясов, не сковывать движения. Но и нельзя покупать одежду «на вырост», такая одежда также мешает ребенку при движении, меняет его походку, осанку. Швы на одежде не должны натирать и раздражать кожу. Одежда должна без особых затруднений пропускать воздух, чтобы обеспечить терморегуляцию организма. Должна быть сшита из трудно загрязняющихся тканей, но в то же время одежда должна легко стираться. Одежда должна соответствовать сезону. Приобретать товары для детей нужно только в местах узаконенной торговли: на специализированных рынках, в магазинах. Это обусловлено прежде всего гарантией качества и безопасности детских изделий. При покупке товаров детского ассортимента следует обратить особое внимание на маркировку товара, которая наносится на изделие, этикетку или товарный ярлык, на упаковку или листок-вкладыш к продукции. Маркировка на товаре должна быть достоверной и включать в себя следующую информацию: • страна, где изготовлена продукция; • фирменное наименование изготовителя; • адрес изготовителя; • наименование и назначение изделия; • срок службы продукции (при необходимости); • возраст пользователя (при необходимости); • вид и массовая доля (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия; • размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой; • символ по уходу за изделием или инструкция по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации. Вся информация должна быть представлена на русском языке. Обувь Детская обувь предназначена для сохранения свода стопы, в частности, его рессорной функции. Она должна обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, защищать от вредных внешних воздействий. Выполнение всех этих функций достигается соблюдением нескольких условий. Во-первых, надо помнить, что детская стопа наиболее широка на уровне пальцев. Поэтому носковая часть обуви должна быть достаточно широкой. Наличие каблука обязательно, но важно не «переборщить» с его высотой. Для оптимального выполнения своих функций, обувь для дошкольников должна обладать каблуком от 5 до 10 мм. Школьникам от восьми до 12 лет подойдет каблук высотой не более 20 мм. Максимально допустим каблук высотой 40 мм. Такую обувь могут носить только старшеклассники. Категорически не допускается приобретать детям дошкольного и младшего школьного возраста обувь с открытой пяточной частью без плотного задника. При ходьбе в такой обуви стопа будет скользить назад, что нарушает формирование свода стопы и способствует развитию плоскостопия. Так же не рекомендуется использовать обувь без застежек («лодочки»). Обувь такой конструкции фиксируется на стопе за счет сжатия тыльной части стопы и вызывает нарушение кровообращения и утомление. Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Этот эффект достигается, в том числе, за счет использования качественных, натуральных материалов. Предпочтение отдается обуви из натуральных материалов. Обувь, выполненная из кожзаменителя, должна иметь внутреннюю поверхность и стельку только из натуральных тканей. Мебель Детскую мебель необходимо выбирать с учетом роста ребенка. В процессе занятий организм испытывает значительную статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела. Таким образом, возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию и прогрессированию близорукости. Важно не только обеспечить соответствующее росту рабочее место, но и приучить ребенка сохранять во время занятий наименее утомительную позу – сидеть глубоко на стуле, опираясь на спинку, ровно держать корпус и голову. Использовать табуретки и другую мебель без спинки категорически запрещается. Ноги ребенка должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни должны опираться на пол или специальную подставку для ног, предплечья - свободно лежать на столе. Также не надо забывать о материалах, из которых должна быть сделана мебель. На весь товар продавец, по требованию покупателя, обязан представить сертификат соответствия и (или) санитарно-эпидемиологическое заключение. Наличие указанных документов является гарантией того, что данная продукция не навредит здоровью вашего ребенка. Ранец При выборе школьной сумки, предпочтение следует отдавать ученическому ранцу, так как ношение книг и других школьных принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки ребенка. Выбирая для ребенка ранец, обратите внимание, что это именно ранец, а не сумка, рюкзак или портфель. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобный для чистки. Вес ранца не должен быть больше 700 граммов. Конструкция ранца должна обеспечивать формоустойчивость. Ширина плечевых ремней должна быть не менее 4 см и длиной 60 – 70 см, рекомендуется выполнять их из эластичных материалов, либо предусматривать специальные накладки на плечи. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены и иметь возможность регулировки длины, обеспечивать плотное прилегание к спине ученика и равномерное распределение веса. Рекомендуемая высота ранца 30 - 36 см, ширина 6 - 10см. Вес портфелей для обучающихся средних и старших классов должен быть не более 1 кг. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1 - 2 классов в соответствии с санитарными нормами не должен превышать 1,5кг, 3 - 4 классов - 2 кг, 5 - 6 классов - 2,5 кг, 7 - 8 классов - 3,5 кг, 9 - 11 классов - 4 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один -для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй -для приготовления домашних заданий. Книги, учебники Учебники следует покупать только в специализированных магазинах. Там можно посмотреть сопроводительные документы и детально изучить товар. В первую очередь учебник должен быть безопасным для ребенка, а значит, краска на страницах учебника не должна размазываться, если их потереть пальцами. Все гигиенические требования, предъявляемые к книгам для детей и учебникам, направлены на профилактику заболеваний органов зрения. В то же время, часто, нарушая гигиенические требования, издатели для печати текста используют некачественную и более дешевую газетную бумагу, которая не допускается для изготовления учебников. Ее серый цвет уменьшает контрастность текста и вызывает дополнительную нагрузку на зрительный аппарат ребенка. Удобочитаемость изданий ухудшают уменьшение высоты букв и размера полей. Часто страницы в переплете не прошиваются, а проклеиваются, что приводит к легкому постраничному разъединению издания. Канцелярские принадлежности Традиционный список канцелярских принадлежностей для школьника выглядит следующим образом: • шариковые ручки с синей пастой, простые и цветные карандаши; • дневник; • вместительный пенал (особенно он важен для первоклассника); • тетради в клетку и линейку (по 12 листов); • точилка, линейка, ластик; • обложки для тетрадей и учебников; Советуем родителям обратить внимание на вышеперечисленные рекомендации и руководствоваться ими при выборе детских товаров. Помните, что от вашего выбора зависит то, насколько комфортно будет чувствовать себя ваш ребенок в новом учебном году и каким будет состояние его здоровье в дальнейшем.